Пантеон вотякских богов

Три с половиной строчки в энциклопедии «Мифы народов мира».  Две строчки в Большой Советской Энциклопедии. Кому, скажите, кроме специалистов-этнографов, интересны древние вотяки, или, как их теперь называют, удмурты? Невысокие, коренастые, широкоскулые, узкоглазые, флегматичные, они издревле составляли коренное население Приуралья и Поволжья. История вотяков берет начало во 2-3-м тысячелетии до н. э. Но даже когда в шестнадцатом веке Поволжье оказалось в самом сердце России, вотяки, кажется, не обратили на это никакого внимания. Сквозь время и пространство они пронесли нетронутой свою необычную культуру, свои сказки и мифы, свой чуть-чуть наивный, чуть-чуть чудной, но неизменно мудрый и добрый взгляд на жизнь. 




Пантеон вотякских богов невелик: Инмар, Кылдысин, Квазь, Воршуд. Женских божеств почти не встречается. Но чем меньше богов, чем определеннее их функции, тем легче, оказывается, установить с ними добрые отношения. Вотяки легко обращались со своими богами, называли их запросто - по именам, и хотя существовали тексты молитв, наизусть эти тексты помнили только шаманы, простой вотяк всегда умел переложить молитву своими словами. Организованные моления - всем селением или всем родом - устраивались лишь по большим праздникам. В остальные же дни вотяки молились богам кто, когда и где хотел. Единственным обязательным элементом их верований были жертвоприношения, за редким исключением бескровные. В понимании вотяков, жертва - это дар богам, и дарить надо то, что дорого тебе самому. Что же было дорого вотякам? Куры и утки; соль и крупа; печенье из теста; каша; вареные яйца или яичница; пиво и кумышка (алкогольный напиток типа водки). Помимо съестных припасов вотякам были дороги: шерсть домашних животных; перья птиц; куски разноцветного ситца; нитки; блестящие медные монеты. Все это богатство вотяки клали на жертвенный костер, дым которого, считалось, донесет до богов людские дары и моления. Возжигая костер и следя за улетающим в небо дымом, вотяк приговаривал: «Вот, де я, боги, приношу вам в жертву то-то и то-то, что было мною обещано ранее и прошу вас дать мне то-то и то-то. И если вы исполните мою просьбу, исполните то-то и то-то, то я вам принесу еще что-то». К каждому из божеств обращались со своими просьбами. Все зависело от того, чем ведает тот или иной бог и каков его характер. 

Инмар 

Инмар - верховное божество. Давным-давно именно он сотворил космос: попросил своего брата. - Керемета - достать со дна Мирового океана капельку глины. Из этой глины Инмар создал землю и поселил на ней первого человека -Урома. Человек выпросил половину сотворенной богом земли себе во владение. И в отместку за жадность Инмар выпустил на землю вредных тварей, а сам ушел жить на небо. На земле же воплощением Инмара стали береза и белые цветы. Инмар - бог серьезный и очень могущественный. Потому жертвы ему приносят по очень важным случаям, его просят исцелить от затяжной болезни, избавить от опасностей и голода, его же благодарят в случае победы в битве. Для того чтобы угодить Инмару, надо соорудить высокий костер, щедро вылить в пламя кумышку и бросить в огонь фигурки быков, вылепленные из белого воска. 

Кылдысин

Он ведал человеческой жизнью и смертью. Старики рассказывали, что когда-то, когда вотяков было мало и жили они дружно, Кылдысин жил среди людей. Его часто видели в образе старика в белых одеждах, прогуливающегося по межам. Он любовно обходил каждый колосок, поднимал упавшие стебельки. Благодаря ему урожаи были высокие и жизнь легкой. Но со временем людей стало больше, они начали ссориться и делить землю. Негде стало богу гулять. Более того, люди не захотели подражать своему богу и покрасили одежду в синий цвет. Оскорбился Кылдысин, покинул людей и отправился на небо, к Инмару, а людям заявил, что больше к ним не вернется. Другое предание уверяет, что Кылдысин ушел не на небо, а в ядро земли. Потому иногда дары Кылдысину не сжигали на костре, а закапывали в землю. Выходило, что существует два бога - Кылдысин (небесный бог) и Кылдысинму (подземный бог) или две ипостаси одного божества. К первому вотяки обращались с просьбой даровать жизненные блага, второго молили об избавлении от несчастий. Легенда утверждает, что вотяки так настойчиво упрашивали Кылдысина вернуться на землю (при нем ведь жилось куда лучше!), что он сжалился над их мольбами - обещал, что явится на землю в образе красной белки. Но охотники вздумали удержать своего бога на земле любой ценой и выстрелили в него. Мертвый зверек упал с березы, ломая ветви, но, не достигнув земли, вдруг обернулся рябчиком. Охотники вновь выпустили стрелу и поранили птице крыло; рябчик обернулся тетеревом, но охотники изловчились и подбили его на лету. Мертвый тетерев упал в реку, но стоило ему прикоснуться к воде, как он обернулся окунем - только тогда Кылдысину удалось ускользнуть от жестоких человеческих рук. Больше он на землю не возвращался, но память о его воплощениях осталась: вотяки бережно собирают и хранят в особых - воршудных - коробах шкурки белки, перья тетерева и рябчика, сучки и веточки березы, мелкую вяленую рыбку 

Воршуд 

Воршудный короб назван в честь бога Воршуда. Это божество считалось одним из воплощений Кылдысина, в то же время вотяки почитали Воршуда своей родовой святыней. Воршуд обитал в молельне - куале. Здесь ему приносились жертвы: животные и птицы, хлеб и блины - угощение, до которого бог был охоч. Когда вотяк обзаводился собственным домом, он прежде всего приглашал в куалу дух Воршуда и переносил из старого дома горсть золы - воплощение Воршуда. Переезд божества сопровождался свадебными обрядами и песнями, а после устраивался пир горой! Когда вотяки молили богов даровать им счастье в любви и семейной жизни, они обращались к Воршуду. Ритуал был очень красив. На лесной поляне выбиралась стройная молодая березка. Вокруг нее ковром укладывались березовые ветви. На этот березовый ковер на треножник ставили воршудный короб. Ветви запаливали. В ту секунду, когда занимался огонь, нужно было успеть произнести свою просьбу-обращение к богам. И тогда огонь затрещит, забьется вокруг короба, но не коснется его. После этого костер полагалось трижды обойти по ходу солнца, поливая пламя ароматной кумышкой и бросая в него дубликаты предметов, хранящихся в коробе. Вотяками давно было замечено - по-сле свершения этого ритуала в семье наступают мир и согласие. 

Акшанн, Вожо-дыр и Кутысь

Как бы ни был аскетичен пантеон вотякских богов, встречаются среди них и такие, аналоги которым трудно найти в мифах других народов. Например, Акшан - бог сумерек. Вотяки не без оснований полагали, что промежуток времени между моментами, когда блекнут звезды и появляются первые солнечные лучи, и между закатом солнца и первым вспыхнувшем в избе огоньком, сакрален. В эти утренние и вечерние сумерки правит бог Акшан. Вовремя его владычества нельзя работать или зажигать огонь. Иначе он разгневается и нашлет на провинившегося сон-забвение. Того же, кто почитает его, Акшан отблагодарит - подарит молодость души, отменное здоровье и не позволит старости уродовать лицо. Вожо-дыр - бог тишины. Вотяки уверяли, что он властвует на протяжении всего первого месяца после солнцестояния (24 июня-24 июля), а также в двенадцать часов пополудни. В это время запрещено громко стать, кричать, греметь ведром у колодца. В ослушание Вожо-дыр может наказать глупостью и болтливостью, да такой, что люди будут шарахаться. Но вотякам почему-то обязательно надо было всласть накричаться именно в двенадцать часов дня. А превращаться в глупое и болтливое существо никак не хотелось. Тогда вотяки отправлялись к месту, где бил родник. Возле источника жил бог Кутысь - бог шума. Крики и пение людей ему только в радость. У Кутыся вотяки просили певческий голос, а также речь плавную и разумную. 

Хранители кумышки

Впрочем, жертвы в виде лоскутков ткани, птичьих перьев и беличьих шкурок - не самые угодные вотякским богам. Больше всего по душе им была кумышка. И люди это знали. У вотяков существовало  множество различных рецептов приготовления кумышки. Напиток бывал разной крепости, разного цвета, разного аромата. Кумышку могла приготовить только женщина. Мужчины ее рецепта не знали, и даже великий шаман вотяков - Торо - не имел права требовать, чтобы ему раскрыли секрет кумышки. Зато пили кумышку все -и стар и млад, и женщины и мужчины. Причем действо это было ритуальное. Вотяки верили: богам более угодна не та кумышка, которую льют на жертвенный костер, но та, что от души выпита вотяком. Принося богам подобную жертву, полагалось как можно меньше есть. А сам ритуал занимал никак не менее трех дней. После чего вся деревня мучилась похмельем, но долг для вотяка превыше всего.

Друзья богов

Первого человека Инмар назвал Уром. Это означает «друг». Вотяки вели свой род от Урома и вполне искренне считали себя друзьями богов. Но вот парадокс: боги нередко обижались на вотяков, покидали их. Отчего? Старинная легенда отвечает на этот вопрос так: вотяки «зарвались», сочли себя равными богам, стали обращаться с ними слишком непочтительно, слишком фамильярно. И боги решили наказать вотяков, бросив их на произвол судьбы: мол, живите как знаете. Отныне вотяки вымаливают себе прощение, стараясь быть скромными, мудрыми, добрыми. Хочется верить, что эта легенда - ошибка, фантазия, досужий вымысел. Хочется верить, что сила и мудрость вотяков - в их простоте. Ведь не имея детально разработанной мифологической системы (как, скажем, у греков), они сумели сохранить память о далеких временах, когда боги были ближе людям, а люди - богам. Хочется верить, что вотяки оказались более причастны к тайне мироздания, чем все мы.